Главная » Новости » Брифинг в МВД по новым Правилам оборота оружия

Брифинг в МВД по новым Правилам оборота оружия

Правила покупки пневмата и газовых баллончиков усложнили в Казахстане

Теперь желающим приобрести такое оружие требуется подтвердить свое совершеннолетие и предоставить справки об отсутствии судимости, психических заболеваний и о проверке знания правил безопасного обращения с оружием.

 

Фото : pixabay.com7 августа 2019, 11:56

 

Председатель Комитета административной полиции министерства внутренних дел РК Максат Байболов на брифинге в ведомстве рассказал о новых правилах приобретения оружия, продаваемого без разрешения органов внутренних дел (пневматическое, сигнальное, газовые распылители, так называемые балончики), ввступивших в силу с 1 июля этого года, передает корреспондент Zakon.kz.

— Для приобретения такого оружия нужно подтвердить свое совершеннолетие, предъявить в магазин справки об отсутствии судимости, медицинских противопоказаний. Это, прежде всего, из нарко и психдиспансера. Сейчас эти справки можно получить и в ЦОН, и через Egov. А также справка о проверке знаний правил безопасного обращения с оружием, — сказал он.

Как отметил Байболов, новые правила урегулируют порядок реализации оружия продаваемого без разрешения органов внутренних дел — это пневматическое, сигнальное (копия ПМ), газовые распылители (балончики).

— Данная мера обусловлена фактами совершения преступлений с применением оружия, продаваемого без разрешения полиции. Одним из примеров может послужить опубликованное в сети интернет видео преступления в столице с применением пневматического пистолета, когда нетрезвого мужчину, угрожавшего этим пистолетом во дворе дома, где играли дети, задержал сотрудник полиции, — пояснил глава КАП.

По его данным, всего с 2017 года из оружия данной категории совершено 129 преступлений, в том числе разбоев — 28, хулиганств — 79, покушений на убийство — 3. При этом продавцы охотничьих магазинов не могут ограничить реализацию такого оружия даже зная о имеющихся противопоказаниях к владению оружия ввиду отсутствия нормативно закрепленных оснований.

— Наряду с этим, отдельными поставщиками оружия не ставится вопрос о цели приобретения оружия. Об этом свидетельствует мониторинг ввозимого оружия. Так, в 2018 году в Казахстан было ввезено более 4 тысяч единиц сигнального оружия (звуковой — предназначен для подачи сигналов «старт» на спортивных мероприятиях). Внешне пистолет копирует пистолеты марки «Макарова», «Глок». На практике это оружие используются молодежью для показа и запугивания, есть факты применения его при разбоях и переделки в боевое оружие, — добавил Байболов.

На его взгляд, эта норма создаст определенный барьер для граждан, желающих приобрести оружие, а также сократит его реализацию предпринимателями, то есть исключит продажу лицам, имеющим противопоказания к его владению.

— Однако предполагаемые издержки несоизмеримы с угрозой жизни и здоровью граждан в случае попадания оружия в руки преступников, психически больных людей или не знающих правил обращения с ним, — заключил он.

Оксана Скибан, Нур-Султан

Комментарий оружейной ассоциации «Корамсак»:

1 июля 2019 года был принят приказ МВД № 602 «Об утверждении Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему» . Наша ассоциация, как аккредитованный член НПП и член экспертного совета МВД РК по вопросам частного предпринимательства (приказ МВД РК № 68 от 31.01.2018 г.) направляла экспертное заключение по проекту этого приказа. Отметим, что часть предложений нашего экспертного заключения МВД РК учло.

При этом ассоциация «Корамсак» настаивала на очном заседании экспертного совета, однако, в нарушение пп.5) п.6 Постановления Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года «Об утверждении Типового положения об экспертных советах по вопросам частного предпринимательства» очное заседание проведено не было. Кроме этого, после получения экспертного заключения в проект и далее в изданный приказ были внесены дополнения, которых не было изначально в проекте и которые значительно изменили некоторые положения приказа и с которыми наша ассоциация не имела возможности ознакомиться. Это противоречит п.1 Ст.19 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О правовых актах», в соответствии с которой при каждом последующем согласовании о проекте должно быть повторное уведомление. Указанные процедуры, в соответствии с п.6 ст.19 Закона РК «О правовых актах» являются обязательными условиями принятия нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства, но они не были соблюдены при подготовке Приказа.

Так, было добавлено не представленное на экспертизу понятие «макеты массо-габаритные, изготовленные из боевого оружия – гражданское или служебное оружие приведенное, заводским способом или в оружейно-ремонтной мастерской, в состояние непригодное для производства выстрела боевым (охотничьим) патроном, в том числе с возможностью имитации выстрела из него патроном светозвукового действия или без возможности имитации выстрела из него;»

В результате Ассоциация «Корамсак» была лишена возможности исследовать данное понятие и дать по нему заключение, что макеты массо-габаритные стрелкового оружия (ММГ) — копии устройств, соответствующие оригиналу по размерам и массе, используются для обучения стрелковому делу на начальных этапах подготовки. ММГ позволяют производить включение и выключение предохранителя, взведение и спуск ударно-спускового механизма, неполную разборку и сборку оружия. При этом ММГ могут изготавливаться как имитации, либо путем, так называемой деактивации (переделки и приведения в непригодное состояние) боевого оружия. Но в приказе понятие ММГ без вариантов определено как переделанное из боевого оружия, а понятие имитации полностью отсутствует. А ведь пп.23) п.12 Приказа запрещает продажу таких макетов. Но ММГ, изготовленные как имитации не являются оружием, выполнены по отличным от производства боевого оружия технологиям и из других материалов. Такие макеты используются в кабинетах начальной военной подготовки организаций образования, но теперь возникает вопрос — ММГ из боевого оружия запрещены, а имитации ? В приказе это не оговорено. В соответствии с п.4 ст. 10 Предпринимательского Кодекса РК «Все процедуры и требования, связанные с государственным регулированием предпринимательства, должны содержать четкий и не подлежащий различному толкованию смысл.» Однако в Приказе такое встречается и мы считаем это следствием несоблюдения предусмотренных законодательством процедур при принятии нормативного акта.

Это вызвало дальнейшие двусмыленности. Так п. 59 Приказа устанавливает, что «Сигнальное оружие, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, пневматическое оружие с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибром до 4,5 мм включительно, конструктивно сходные с оружием изделия граждане Республики Казахстан достигшие восемнадцати летнего возраста, имеют право приобретать их у юридических лиц-поставщиков без получения разрешения после предъявления юридическому лицу — поставщику справок об отсутствии судимости, медицинских противопоказаний к владению оружием и проверке знания правил безопасного обращения с оружием. Представленные покупателем справки и копии удостоверений личности подшиваются и хранятся с учетной документаций десяти лет.» Юридическим лицам указанное оружие реализуется по разрешениям на его приобретение.»

Таким образом, гражданин, пусть и со справками, может газовый баллончик без разрешения полиции, а юридическое лицо, например другой оружейный магазин обязан взять разрешение. Закон «О правовых актах» определяет, что «В процессе применения аналогии закона и аналогии права не допускается установление новых обязанностей или ограничение прав физических или юридических лиц.» Магазин, который имеет лицензию, выполнил квалификационные требования, продавцы имеют допуск к оружию и т. д. при покупке у другого магазина должен брать разрешение полиции, хотя гражданин, покупая такие изделия, разрешения брать не должен ? Это излишнее требование, раньше такого не было, налицо установление новых обязанностей и ограничение прав.

После нашего заключения в данный пункт были добавлены конструктивно сходные с оружием изделия, а к ним относятся не только ММГ, но и игрушки, сувениры, изделия бытового назначения, внешне напоминающие оружие, которые должны приобретаться при предъявлении справок об отсутствии судимости, медицинских противопоказаний к владению оружием и проверке знания правил безопасного обращения с оружием. Для чего проходить обучение правилам безопасного обращения с оружием, если гражданин собственно оружие покупать не собирается ? И все остальные справки ? Это противоречит еще одному приказу того же МВД РК «Об утверждении Криминалистических требований и методам испытания гражданского и служебного оружия и патронов к нему», утвержденных приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 16 марта 2015 года № 219.

Конструктивно сходные с оружием изделия не относятся к оружию и вообще не должны регулироваться ни Законом об оружии, ни тем более Правилами оборота гражданского и служебного оружия, так как регулирование оборота таких изделий не относится к обороту такого оружия.

Самым главным является то, что оружейный магазин не является уполномоченным органом в сфере оборота оружия и не должен требовать справки, которые должны по Закону Республики Казахстан от 30 декабря 1998 года «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия» (далее – Закон) предоставляться в полицию. Проверять наличие таких справок — прерогатива полиции и то в случаях, когда речь идет об оружии, на приобретение которого требуется разрешение полиции. Указанные виды приобретаются без разрешения, поэтому перекладывать на оружейный магазин функции полиции считаем недопустимым, тем более заставлять магазины хранить 10 лет кипу бумаг по изделиям, срок годности которых 2 года. К тому же хранение личной конфиденциальной информации на граждан в частной компании неправомерно. Во настоящее время, когда в Казахстане весь документооборот переводится в электронный вид оружейным компаниям предписывается откатиться на десятки лет назад. Также неясным представляется истребование, например, справки о проверке знаний обращения с оружием, срок действия которой — 5 лет. А срок хранения газового баллончика — 2, максимум 3 года и чтобы купить следующий надо будет опять проходить обучение, платить за это деньги, ведь справка сдана в магазин. А владельцы огнестрельного оружия ? Они все эти процедуры прошли, имеют гораздо более серьезное оружие, но в Приказе не сказано, что указанные изделия они могут купить при предъявлении разрешения на хранение и ношение оружия. То есть должны собирать справки.

Требования предъявить продавцу справки об отсутствии судимости, медицинских противопоказаний к владению оружием и проверке знания правил безопасного обращения с оружием для изделий, которые продаются свободно, без разрешения полиции сведет на нет всякое желание приобретать данный товар. Платить 8-10 тысяч тенге для того, чтобы купить газовый баллончик стоимостью 1000 тенге никто не будет. Что касается пневматического оружия мощностью до 7,5 Дж, то его попросту будут заказывать в той же России по интернету или покупать там, что сделает процесс оборота таких изделий абсолютно неконтролируемым. Кроме этого, будут лишены возможности хоть как-то себя защитить граждане, которые медсправку не получат никогда в силу физических особенностей — инвалиды, люди со слабым зрением и т.д. Сейчас много внимания уделяется здоровому образу жизни, это государственный приоритет. Большая часть баллончиков приобретается для защиты от собак при занятиях бегом, поездках на велосипедах и самокатах. Кстати, многие баллончики для этого и предназначены. Зачем нужны справки для использования баллончиков в этих целях ?

Законом предоставлено право иностранцам приобретать газовые баллончики, но если иностранец приехал в Казахстан, скажем, на неделю и хочет чувствовать себя защищенным — он за неделю соберет все эти справки ? И сможет ли он вообще их собрать ? В приказе сказано, что такие изделия приобретаются иностранцами по ходатайствам дипломатических представительств государств, гражданами которых они являются. Но наша ассоциация уведомляла МВД РК, что такие ходатайства, например, консульскими учреждениями России не выдаются, у нас есть официальный ответ МИД РФ. Зачем в приказе изначально невыполнимый пункт ?

Полагаем, что необходимо уточнить содержащиеся в Приказе № 602 противоречия. В свою очередь наша ассоциация готова активно участвовать в совершенствовании данных Правил оборота оружия, поскольку мы также, как и МВД РК, заинтересованы в том, чтобы нормативные акты, регулирующие оборот гражданского и служебного оружия, не содержали противоречий и подлежащий различному толкованию смысл, не носили чрезмерно запретительный характер и не создавали излишние барьеры для всех субъектов в сфере оборота оружия.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий